Выпускные фотокниги
17.04.2016Предположим, что то обстоятельство, что индивид предпочитает джинсы, зависит то того, сколько других людей носит джинсы. Допустим, в частности, что в нашем случае имеет место «снобистская ценность» (Lei- benstein, 1950). То есть чем меньше людей носят джинсы, тем больше они ценятся. Позвольте мне немного преувеличить и предположить, что каждый индивид хотел бы носить джинсы, если, и только если, джинсы носят десять или меньше процентов людей. В противном случае каждый начинает чувствовать, что эта мода слишком плебейская, чтобы следовать ей. Отметим, что рынок джинсов теперь может и не быть равновесным. Если десять или менее процентов людей носят выпускные фотокниги, тогда все тоже захотят носить их. Следовательно, ситуация, в которой джинсы носят десять или меньше процентов людей, сохраняться не может. Но, с другой стороны, если джинсы носит более десяти процентов индивидов, тогда их никто не захочет носить. Итак, у нас не будет равновесия и в том случае, если джинсы носят более десяти процентов людей.
Допустим теперь, что люди подвержены стадному чувству. Чем больше людей носит джинсы, тем больше желание каждого индивида их носить. Аргумент легко продолжить, и тогда можно будет увидеть, что при некоторых специфических обстоятельствах, равновесие составят ситуации «никто не носит джинсы» и «все носят джинсы». Ниже я представлю более подробную формулировку этого аргумента, а в последующих главах обращусь к более сложным и общественно значимым ситуациям, когда возникают проблемы, связанные с этим типом равновесия.
Как видно из описания, представленного в предыдущем разделе, стандартная модель экономики работает так, словно общественные нормы, культура и коллективные убеждения не имеют никакого значения. Эти стороны жизни не отрицаются, но трактуются, скорее, как вишенки на торте или как простой декор, не оказывающий большого влияния на сущность экономики. Надо признать, что ситуация меняется; появляется все больше работ о том, как такие нормы взаимодействуют с экономикой, но их влияние, в общем и целом, все еще остается незначительным.