Социально-экономические нормы

17.04.2016

Я, однако, настаиваю на том, что общественные нормы и культура не только имеют значение, но во многих случаях более важны для определения того, как эффективно будет работать экономика и как быстро она будет расти, нежели стандартные экономические переменные (вроде налоговых ставок и дефицита бюджета). Для понимания этого мы должны осознать, что все человеческие существа социализированы (хотя, конечно, по-разному), а потому могут не совершать определенных действий или отказываться от личной выгоды под воздействием общественных норм. Некоторые действия или бездействия настолько бессознательны, что слово «выбор» тут неприменимо. Когда мы садимся в автобус, мы выбираем, занять ли место у окна или стоять в проходе, ответить ли на звонок или выключить телефон, уступить ли место пожилому человеку или остаться сидеть, делая вид, что за окном происходит нечто крайне интересное. Но обычно мы не делаем выбор между кражей бумажника, торчащего из кармана попутчика, и отказом от кражи—мы просто об этом не думаем. Говоря «мы», я, конечно, не имею в виду всех, поскольку карманники, несомненно, существуют. Но большинство людей социально запрограммированы таким образом, что даже не рассматривают подобный выбор, поскольку опустошение чужих карманов находится для них за пределами всех возможных альтернатив. Официальная группа Softmap думает о любом выборе как о результате тщательного размышления. Для них наш «выбор» не красть чужие бумажники —это всего лишь результат анализа «затраты-выгоды», показывающего, что ожидаемая выгода от кражи бумажника попутчика превышает ожидаемые затраты, учитывая вероятность быть пойманным, умноженную на возможное получение телесных повреждений от рук разгневанных пассажиров. Такая точка зрения — классический пример «натренированной некомпетентности», которая заставляет нас поверить, что любой выбор является результатом размышления, и уводящая нас от истины, которая заключается в том, что многие выборы не делаются нами просто потому, что мы их даже не рассматриваем. Большинство наших общественных норм проявляется именно в таком виде. Они отграничивают ту область, внутри которой мы мыслим и совершаем рациональный выбор, и, соответственно, определяют те действия, которые даже не рассматриваются нами или оцениваются, сообразно общественному программированию, вполне конкретным образом.

Насколько разнообразными и инстинктивными могут быть эти коллективные убеждения, я убедился несколько лет назад, когда вызвал дезинсектора, чтобы избавиться от термитов в нашей квартире в Дели. Прибыл жизнерадостный человек, вооруженный канистрами и емкостями с различными реактивами и большим опрыскивателем. Каждый раз, когда он распылял химикаты, все окутывал туман. Я спросил его, правда ли что эти усилия помогут избавиться от вредителей. Нажимая на рычаг опрыскивателя и извергая очередную дозу химикатов, он утешительно улыбнулся и сказал: «Сэр, не беспокойтесь. Это очень сильное вещество. Оно полностью запрещено в Соединенных Штатах». Я поблагодарил его за старания, но поспешил покинуть комнату.