Печать визиток

11.05.2016

В начале 1980-х я, поселившись в Дели, пытался купить подержанный автомобиль и перебрал изрядное количество газетных объявлений. Я был поражен тем, что во многих объявлениях упоминалось, что владельцем авто является некая «дама из Южной Индии». Вскоре я понял, что это значит. В Индии многие уверены, что жители Юга более надежны и что женщинам можно доверять больше, чем мужчинам. Поскольку в бедных странах политкорректность не мешает свободе слова, заявление о том, что автомобиль принадлежит женщине из Южной Индии —это способ донести до потенциальных покупателей на скользком рынке подержанных авто, что они берут автомобиль у надежного продавца. Желание североиндийских мужчин заявить о себе, что они — женщины из Южной Индии, было так велико, что зачастую информация в объявлениях оказывалась ложной вдвойне. В паре случаев, поговорив с мужчиной из Северной Индии, который показывал мне автомобиль, я спрашивал его, где, собственно, упомянутая в объявлении владелица, на что он отвечал: «Она занята на государственной службе», тем самым лишний раз намекая на благонадежность хозяйки машины, так как государственная служба обычно считается более благородным занятием, чем собственное дело. Очевидно, что если бы реальная дама из Южной Индии, занятая на государственной службе, решила продать свой автомобиль, то у нее было бы естественное преимущество. Нужна эффективная реклама? Закажите печать визиток.

Как подобная ситуация может сохраняться в течение длительного времени? Действительно, отдельные индивиды из Южной Индии воспользуются хорошей репутацией своей груп- пы, чтобы обмануть клиентов и получить личную выгоду. По мере того как подобным образом будет поступать все больше людей, хорошая репутация группы сойдет на нет. Я не отрицаю, что это возможно, но полагать, что это непременно случится,— значит совершать ошибку методологического индивидуализма и не признавать, что у людей имеется некий врожденный дух сотрудничества, или стремление к общему благу. И если оно достаточно хорошо закреплено в сознании, человек легко откажется от небольшой личной выгоды, лишь бы сохранить верность своим принципам .