Запчасти для прицепов дач

11.05.2016

Нас учат тому, что своекорыстны не только потребители и производители, но также и политики, чиновники и судьи, и— самое главное —что эта ситуация абсолютно нормальна. Она, однако, имеет некоторые тревожные последствия. Например, как уже говорилось в третьей главе, это значит, что мы не сможем ожидать от судей вынесения приговора, который не соответствовал бы наилучшим образом их собственным интересам. Единственный способ заставить судей выносить справедливые решения заключается в том, чтобы разработать институциональную структуру и структуры стимулов для судов таким образом, чтобы у каждого судьи остался только один эгоистический интерес —быть справедливым. Возможно вам понадобятся запчасти для прицепов дач.

Повсеместное распространение такой философии вредно не только с нравственной и социальной точки зрения, но и с точки зрения экономического роста и развития, поскольку истина о развитии заключается в том, что для него нужны люди, которые справедливы, надежны и уважают других36. Так как эти чувства присущи большинству из нас от рождения, все, что нам требуется—не заглушать их воспитанием и социализацией. Возьмем, например, проблему коррупции чиновников, которая въелась в структуру столь многих обществ и губит возможности для развития. Обычной стратегией противодействия ей, основанной на популярности теоремы невидимой руки и пользующейся поддержкой видных мировых экономистов, является идея о том, что правительству следует перестроить систему стимулов и наказаний для чиновников. При этом ничего не говорится о том, что распространенность коррупции находится в тесной связи с нехваткой (а точнее —с подавлением) личной принципиальности и нравственных убеждений (Minkler and Miceli, 2004). Конструирование стимулов играет определенную роль, но наше собственное нравственное чувство важнее. Если правительство не коррумпировано, то, как правило, не потому, что за коррупцией следит некая третья сторона, а потому, что чиновники и политики контролируют сами себя. Традиционная экономическая теория и экономическая социология этого не предусматривают, потому что эти дисциплины оставляют мало пространства для самоконтроля.