Узкие рынки

31.03.2021

Классический скрытый чемпион — это однопродуктовая, монорыночная компания. Одним из наиболее серьезных выводов нашего первого исследования десятилетней давности стало выявление стремления скрытых чемпионов dragon ball super сужать свое определение рынка. Оно выражалось в том, что их рынки оказались относительно маленькими. Средняя величина рынка скрытого чемпиона в мировом масштабе составила тогда, по нашим оценкам, 489 млн дол. США. Сегодняшняя цифра, составляющая 1,1 млрд дол., превышает это значение в 2,2 раза. За последние десять лет типичный размер мирового рынка, на котором действует скрытый чемпион, увеличился в той же пропорции, что и выручка скрытых чемпионов.

По грубым оценкам, четверть компаний (точнее, 26,0%) функционирует на рынках емкостью менее чем 400 млн дот . США, т.е. в узкоспециализированных рыночных нишах. Напротив, почти пятая их часть (точнее, 19,8%) функционирует на рынках емкостью более 4 млрд дел. Даже такие рынки относительно невелики по сравнению с рынками автомобилей или телекоммуникаций, что неудивительно, так как скрытые чемпионы обычно работают на небольших рынках. Для более мелких фирм это верно без всяких оговорок, но это же в значительной мере справедливо и в отношении крупных скрытых чемпионов.

Сравнение нынешней ситуации с положением дел в 1990-е гг. показывает удивительно сильное снижение доли маленьких рынков, обслуживаемых скрытыми чемпионами. Тогда более 50% мировых рынков, где работали скрытые чемпионы, имели емкость меньше 400 млн дол. США, сегодня такие размеры имеют только 26% рынков скрытых чемпионов. Почти 80% респондентов высказали мнение, что их рынки выросли, и 42,1% даже утверждали, что рост был очень значительным. Однако 9% отмечали стагнацию своих рынков и 21% указывали на то, что размер рынка сегодня меньше, чем десять лет назад. Следовательно, необходимо дифференцированное рассмотрение. Несмотря на интенсивность общего роста мировых рынков, даже без учета Индии и Китая, есть и сужающиеся сегменты тех рынков, где функционируют скрытые чемпионы, что, собственно, обычно для любой динамично развивающейся экономики.

В ходе глубинных интервью мы многократно убеждались, что определить границы рынка и оценить размер рынка исключительно трудно. Это может быть продемонстрировано на нашем личном опыте. Знает ли Simon-Kucher, лидирующая мировая компания в области ценового консалтинга, как изменится размер рынка услуг ценового консалтинга в мире? Конечно, нет, и никто в мире не знает этого.