DE-Group

 

СПО

Насколько "бесплатно" открытое ПО?

E-mail Печать PDF

Концепция Open Source существует уже больше 20 лет, и все это время разработчики и менеджеры пытаются найти компромисс между желанием сделать программные продукты более доступными и возможностью получать от них доход.

Кризисные явления в мировой экономике придали новый толчок развитию открытого ПО. Открытое ПО привлекает руководителей как малых, так и крупных предприятий возможностью решить проблему сокращения ИТ-бюджетов и повышения эффективности, что вызвало значительный рост числа внедрений на базе открытого кода.

Несмотря на некоторую разницу между понятиями "отрытое программное обеспечение" (open source software) и "свободное программное обеспечение" (free software), в целом они очень близки, поэтому под СПО принято понимать весь класс программного обеспечения, распространяющегося на условиях свободного лицензирования. Одной из основных ошибок является однозначная ассоциация СПО с бесплатностью программных продуктов. Принципы свободного лицензирования оговаривают только доступность исходных текстов программ, при этом не исключая возможность коммерциализации.

СПО вполне можно распространять, взимая за это плату, соблюдая при этом условия свободного лицензирования (предоставляя возможность просматривать, изменять и распространять исходный текст программ). Большое число компаний по всему миру строят свой бизнес на СПО, зарабатывая деньги на доработке, технической поддержке и сопутствующих услугах. Примеры большого коммерческого успеха в среде СПО также есть: например, компания MySQL AB (проданная в свое время Sun Microsystems за 1 млрд долл.) или Red Hat Software (рыночная капитализация оценивается более чем в 6 млрд долл.). Стоит отметить тот факт, что успех данных компаний основывался на грамотном балансе между доступностью базовых версий своих продуктов и разумными ценами за расширенный функционал для корпоративных заказчиков.

Еще одним заблуждением является явное противопоставление традиционных разработчиков коммерческого ПО (в основном, Microsoft) и СПО-сообщества. Софтверные компании никогда не отвергали идею открытого ПО и очень часто поддерживают разработчиков свободных программ. В данном случае правильнее говорить лишь о конкуренции между отдельными программными продуктами (например, Windows и Linux). Кроме того, ведущие вендоры распространяют значительный объем программного кода под открытыми лицензиями, доступный разработчикам для дальнейшего неограниченного распространения, и, по сути, в какой-то мере являются СПО-компаниями.

 

 

Монетизация свободных программ

Очевидно, что без финансовой отдачи поддерживать и распространять можно лишь достаточно простые программные разработки. Серьезные программные продукты, ориентированные на решение сложных задач, без получения дохода поддерживать практически невозможно. Чтобы создавать качественный продукт и иметь возможность его развивать, разработчики СПО-проектов вынуждены искать способы финансирования дальнейшей работы. Существует несколько моделей коммерциализации открытых проектов.

Сообщество. Движение СПО изначально зародилось в академический среде, в которой программа является результатом научного исследования и должна быть доступна научному сообществу для верификации и критики. Поэтому программа обязательно должна поставляться вместе с исходным кодом, при этом другие исследователи должны иметь возможность вносить усовершенствования и публиковать изменения. Именно в академической среде берут начало большинство наиболее известных СПО-проектов. Еще одним источником открытых проектов являются разработки программистов-одиночек, изначально создававшихся под решение определенной задачи либо из интереса. Многие разработчики охотно делятся своими наработками, ведь то, что оказалось полезно им, может пригодиться и другим.

Исходный код открытых проектов может заинтересовать других программистов, и они могут использовать его для решения своих задач, сокращая время собственных разработок. Если проект оказывается достаточно интересным, он объединяет вокруг себя определенное число единомышленников (community), которые и занимаются вопросами его дальнейшего усовершенствования и распространения.

Зачастую у разработчиков вообще нет коммерческих интересов, и они развивают проект на энтузиазме или как хобби. Монетизация затрат в подобных проектах обычно производится за счет привлечения пожертвований от индивидуальных пользователей, которым проект оказался полезным, и они заинтересованы в его дальнейшем развитии.

Продажа расширенной поддержки. Именно этот способ получения дохода выбрали большинство компаний, строящих бизнес на СПО. Однако просто поддержка открытых продуктов редко становится прибыльным бизнесом: поддержку достаточно сложно продавать и довольно непросто окупить затраты. Конкуренция на рынке ПО очень высока, и бороться наравне с известными вендорами под силу далеко не всем.

Расширенная техническая поддержка СПО обычно включает в себя доработку программного обеспечения под конкретные нужды клиентов, его тщательное документирование, консалтинг, внедрение, обучение пользователей и т.п. Издание специальных дистрибутивов свободных программ, сопровождаемых подробной документацией, также является частью данной модели.

По мнению аналитиков, подобная модель коммерциализации хоть и является достаточно жизнеспособной, вместе с тем не дает возможности получать большие прибыли. Это ниша в основном для малых компаний с небольшими оборотами, оказывающими услуги незначительному количеству клиентов.

Продажа аппаратного обеспечения. Крупнейшие поставщики аппаратного обеспечения всегда были наиболее преданными сторонниками СПО, поскольку использование открытых продуктов позволяет им снизить конечную цену предлагаемых решений и более эффективно продвигать их на рынок. Многие разработчики наиболее известных СПО-проектов параллельно работали в "хардверных" компаниях, таких как Sun, IBM или Hewlett-Packard. В частности, создатель Linux – Лайнус Торвальдс (Linus Torvalds) – долгое время трудился в компании Transmeta, выпускавшей микропроцессоры. Из этой же среды берет свое начало и проект OpenOffice.org, который основывается на коде проекта StarOffice, выпущенного под открытой лицензией компанией Sun Microsystems.

Концепция СПО идеально подходит разработчикам аппаратных решений, позволяя иметь полный контроль над продуктом и не делать при этом лицензионных отчислений сторонним разработчикам. Одновременно "хардверные" компании являются одними из основных доноров сообщества СПО. Обладая внушительными ресурсами, они могут вносить значительные доработки в исходный код открытых продуктов, способствуя их дальнейшему развитию и распространению.

Продажа услуг на базе СПО. Многие ИТ-компании все чаще отказываются от политики продажи лицензий в пользу взимания платы за сервис. Развитие таких модных трендов, как Cloud computing (облачные вычисления) и SaaS (ПО как услуга), позволяет компаниям-провайдерам услуг зарабатывать деньги на предоставлении доступа к определенным ИТ-сервисам. При этом они не распространяют собственно ПО, так что здесь нет потребности в лицензировании.

Пока эта модель в первую очередь ориентирована на малый и средний бизнес, но все больше привлекает внимание и крупных предприятий. При ее использовании нет нужды вкладывать значительные средства в закупку дорогостоящего аппаратного и программного обеспечения, а для работы достаточно вносить абонентскую плату за определенный набор функций-сервисов, которыми легко управлять. При этом большинству потребителей безразлично, на каком ПО базируется услуга – открытом или проприетарном. Главное, чтобы она удовлетворяла их требованиям. Большинство специалистов сходятся во мнении, что именно в данной нише у СПО наиболее значительные перспективы развития.

"Бесплатного сыра" не бывает

Успех любого коммерческого СПО-проекта не мыслим как без сообщества, которому крайне важно иметь доступную для свободного скачивания и распространения открытую версию продукта, так и без средств монетизации – дополнительных функций или услуг, предлагаемых за плату. Большинство успешных коммерческих открытых проектов имеют community-версию, доступную для скачивания всем желающим вместе с исходным кодом, и commercial-версию, доступную за плату корпоративным заказчикам. При этом различия между корпоративными версиями и версиями, распространяемыми под открытой лицензией, могут быть весьма значительными. Бесплатные версии для сообщества в большинстве случаев не устраивают корпоративных заказчиков по своим функциональным возможностям, что, собственно, и заставляет их платить деньги разработчикам и интеграторам.

Нужно понимать, что выбрав открытый продукт, пользователь может полностью освободить себя от затрат на закупку лицензий, но при этом ему придется взять на себя дополнительные риски, связанные с доработкой, настройкой и поддержкой открытого ПО. Здесь уже выбор за потребителем, что его больше устраивает: заплатить за лицензии и получить коммерческое решение с гарантированной функциональностью, взять открытый продукт и заплатить за стороннюю поддержку либо использовать его на свой страх и риск, поддерживая за счет собственных ресурсов. В любом случае, цена есть всегда, даже если в случае СПО она не кажется явной.

Например, пакет Open Office полностью удовлетворяет потребностям рядового пользователя ПК, которому необходим базовый функционал по редактированию простых документов, электронных таблиц и презентаций. Он с успехом применяется на домашних ПК и предприятиях малого бизнеса - ведь это именно те потребители, которые не всегда готовы платить за коммерческие продукты. В случае, когда требуется более широкий функционал (совместная работа над документами, сложные расчеты, использование графиков и таблиц), востребованный в корпоративной среде, Open Office зачастую не удовлетворяет требованиям бизнеса. В данном случае более подходящим становится коммерческое решение MS Office. То же самое справедливо и для многих других свободных решений.

Экономический эффект от внедрения программных продуктов может быть различным, и неверно оценивать его только исходя из стоимости лицензий. Каждый заказчик должен тщательно подходить к выбору для себя оптимального варианта, так как ошибки на этапах проектирования впоследствии могут дорого стоить. Уже не раз отмечалось, что кажущаяся "бесплатность" СПО при выборе решения на этапе эксплуатации может вылиться в значительные затраты на квалифицированную поддержку, доработку, обучение пользователей. Что, в свою очередь, может не только нивелировать экономический эффект от отсутствия платы за лицензии, но и значительно превысить стоимость коммерческого аналога. В то же время, существуют сферы, в которых использование СПО однозначно более выгодно и эффективно (например, web-сервера).

К сожалению, на российском рынке не так много квалифицированных интеграторов, способных грамотно обосновать преимущества того или иного решения. Заблуждения заказчиков относительно реальных возможностей и стоимости свободных решений зачастую приводят к срыву сроков внедрения, многократному превышению бюджета, недовольству пользователей. В результате заказчик получает совсем не то решение, которое он хотел бы увидеть.

Обновлено 14.02.2011 09:46
Фольксваген Центр Москва новый фольксваген тигуан цена на сайте дилера. . Купить volkswagen crafter у официального дилера Фольксваген.