Ассоциация производителей программного обеспечения (BSA), в которую такие компании, как IBM, SAP, Adobe, Symantec и McAfee, а также Intel, Apple, Dell и HP, представила седьмой ежегодный отчет о компьютерном пиратстве (09 Piracy Study). В ходе совместного исследования BSA и аналитической компании IDC были изучены рынки 111 стран мира.
По всему миру, однако, доля пиратских программ увеличилась с 41 до 43 процентов. Уровень пиратства за год вырос в 19 странах, и лидерами роста стали Китай, Индия и Бразилия. Общая коммерческая стоимость нелегально установленного ПО составила 51,4 миллиарда долларов и, с учетом курсовой разницы валют, совпала с показателем 2008 года.
В тройку стран-лидеров по объему нанесенного правообладателям ущерба вошли США, Китай и Россия с показателями 8,4; 7,6 и 2,6 миллиарда долларов соответственно. На эти страны пришлось более трети от всего объема рынка пиратского ПО. Правда, если в Китае и России доля нелицензионного "софта" составляет 79 и 67 процентов соответственно, то в США - лишь 20 процентов, что является самым низким показателем в мире.
В России за пять лет было зафиксировано существенное падение объема рынка нелицензионного ПО. С 2005 года он упал с уровня 83 процентов на 16 пунктов. В 2009 году общий объем рынка ПО в России (включая лицензионное) составил 3,9 миллиарда долларов; в 2007 и 2008 годах он равнялся 5,65 и 6,2 миллиарда соответственно. Для сравнения, в США в 2009 году этот показатель был на уровне 42 миллиардов долларов. За год он снизился на 8,2 процента (3,8 миллиарда), а в России - на 37 процентов (2,3 миллиарда).
При подсчете данных по уровню пиратства BSA использовала данные IDC. Аналитическая компания ежеквартально определяет количество ПК в 105 странах мира. Раз в год IDC рассчитывает количество установленных компьютерных программ, опрашивая более 10 тысяч домашних и бизнес-пользователей из 28 стран. Также аналитики используют сведения, содержащиеся в индексе IDI Международного телекоммуникационного союза (ITU).
Эти данные позволяют IDC оценить общее количество компьютерных программ в мире. Количество пиратского "софта", а также объем рынка ПО рассчитываются IDC отдельно для каждой страны. В результате компания предоставляет BSA данные о коммерческой стоимости нелицензионного ПО.
В середине апреля 2010 года Главное контрольное управление (GAO) США поставило под сомнение методику расчета ущерба, который наносится разработчикам ПО от пиратства. Так, GAO подчеркнула, что в отчете BSA за 2008 год "потерями" правообладателей называли общую стоимость нелицензионного ПО.
Отмечалось, что далеко не каждый человек, установивший пиратский "софт", приобрел бы его лицензионную версию, если бы не было пиратов. В этом году BSA заменила формулировку "потери" на "коммерческая стоимость".
Президент BSA Роберт Холлимен (Robert Holleyman), правда, заявил, что ущерб от пиратства на самом деле может быть гораздо выше, чем 51,4 миллиарда долларов. Он сослался на данные, что на каждый доллар, полученный от продажи лицензионного ПО, приходится 3-4 доллара прибыли в отрасли распространения. Таким образом, оценка лишь коммерческой стоимости нелицензионного ПО не является окончательным методом измерения потерь от компьютерного пиратства.
Похоже, выработать единый метод измерения ущерба от пиратства будет сложно. Очевидно, что в интересах разработчиков и правообладателей – максимально завысить сумму наносимых им убытков. В то же время правительства, которые стремятся отрегулировать эту сферу законодательства, будут стремиться к наиболее полному обоснованию объема ущерба от пиратства.
Ну а рядовые российские пользователи тем временем с интересом ждут, какие именно меры противопоставят пиратству у нас в стране. пока что выглядят не самой действенной мерой.